clara_c (clara_c) wrote,
clara_c
clara_c

«Две принцессы на... качели»

Оригинал взят у goldenlion97 в «Две принцессы на... качели»

(Системно-педагогические размышления)

«Нууу...!!! Не трогай брошку!!! Она – моя!!! Сколько раз я тебе говорила об этом?! Мне её папа подарил!» – несколько капризно и обиженно, но от того не менее властно протянула Катюша. Подружка тем временем испуганно и стыдливо поспешила положить столь вожделенное украшение в шкатулку с прочими девичьими «драгоценностями» – в основной подаренными мамой нашей героини «за ненадобностью»» ей самой.

Две дочери моих знакомых – 6-летняя Катюша и на пару лет старше её, «уже школьница», как сама не без гордости всем заявляла, Наташенька, уселись на широкой садовой скамье-качели в тени старой раскидистой липы.

После короткого затишья последовала вторая серия «разборок и вымеряния важностью»: теперь выяснялся «уровень идеальности» отца Катюши – главы семейства и моего друга по совместительству, так сказать! Девчушка соловьем заливалась, рассказывая старшей подружке о том, какой её папочка «самый-самый». Наташа в ответ лишь, нахмурившись, сопела: около года тому назад её семью постигло страшное горе – скоропостижно скончался от инсульта её отец.

Чтобы не допустить «раздора и вражды», я отвлек внимание девочек раскрасками-онлайн: они с радостью уселись за мой ноутбук и принялись сосредоточенно «заливать» виртуальными красками контуры фигур на белом поле. Я же решил дать отдых глазам, а заодно и поразмышлять, как педагог «в отставке», над произошедшим событием...

За годы учебы в педагогическом вузе студенты разных факультетов тратят просто-таки огромное количество часов на изучение различных теоретических дисциплин и выполнение практических курсов психолого-педагогического цикла, проходят многомесячные педагогические практики под чутким надзором сразу нескольких наставников. Однако придя в реальные суровые условия работы в школе или детском саду, вчерашние студенты, а с настоящего момента – молодые специалисты, чье сердце преисполнено гордостью за новенький, еще хрустящий диплом педагога, оказываются абсолютно беспомощными в разрешении элементарных повседневных ситуаций...

На всю жизнь мне запомнились слова нашей профессора педагогики – хрупкой миниатюрной дамы, тогда уже в преклонном возрасте: «Ребята, вы следующие три года будете изучать педагогику... Но я вас должна предупредить: будьте готовы к тому, что в школу вы придете, абсолютно ничего не умеючи...» Только сейчас – спустя полтора десятилетия, и имея за плечами внушительный опыт педагогической работы, я понимаю: наша «Каменско-Крупская», как мы за глаза уважительно её называли, была права. Тем более, что несмотря на свою внешнюю хрупкость, вынесла все тяготы руководства детским домом, эвакуированным в далекое Зауралье во времена Второй мировой...

Сейчас я стал свидетелем зарождающегося конфликта между двумя подружками. И мне предстояло прежде всего самому себе ответить на такой вопрос: что же в действительности лежит в основе на первый взгляд невинного спора двух детей за игрушку?

Сегодня мы имеем в своих руках уникальное средство, способное ответить на все наболевшие педагогические вопросы. Это Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Само понятие «правильно воспитывать» значит давать возможность всесторонне развиваться заложенным при рождении в каждом ребенке свойствам, чтобы в результате такого вот воспитательного и обучающего процесса каждый человек мог по максимуму гармонично – иными словами, с пользой для общества и радостью для самого себя – реализоваться в профессии, карьере, семье; снискать уважение, любовь и признание окружающих.

Но вернемся к нашим подопечным. Итак, младшая, Катенька – с которой, собственно, все и началось, ярчайшая обладательница кожно-зрительной связки векторов – «наша маленькая принцесса», как называют дочку любящие родители. Действительно, она и ведет себя, как подобает августейшим особам: каждодневные сборы в детский сад или на занятия по художественной гимнастике превращаются в критическую примерку почти всего гардероба юной модницы с обязательным пристрастным осмотром себя самой в том или ином «прикиде». Этот ритуал частенько выводит из себя её маму, обладающую анальным, кожным и зрительным векторами, чей день, несмотря на официальный декретный отпуск, расписан буквально по минутам: кроме горы проблем по хозяйству, женщина дает частные уроки английского языка.

Внешность нашей маленькой героини также говорит о том, что это – обладательница именно кожно-зрительной связки, коей, собственно, все мы без исключения обязаны тем уровнем культурного развития человечества, к которому пришли на сегодняшний момент своего существования. У девочки тонкие, но при этом выразительные, привлекательные черты лица, хрупкое телосложение. Своей речью, поведением и выражением лица она как бы пытается привлечь внимание всех, кто рядом, к своей персоне.

Маленькой красавице повезло с родителями: им удалось направить развитие ребенка в нужное русло: девочка активно участвует в художественной самодеятельности в детском саду, по инициативе мамы занимается художественной гимнастикой. Надо сказать, что несмотря на сравнительно короткий период времени с начала тренировок, ребенок достиг значительных успехов в этом крайне сложном, но столь прекрасном виде спорта. Удивленная таким «прорывом» тренер уже несколько раз всерьез заговаривала о Школе Дерюгиных...

О наличии хорошо развивающегося кожного вектора также свидетельствует умение девочки приспосабливаться к ситуации, иногда даже манипулировать слабостями родителей, чтобы добиться желаемых поблажек или подарков. Ребенок очень подвижен, не только легко находит общий язык с чужими людьми, но спустя короткое время после знакомства с новым человеком – будь-то ребенок или взрослый – уже пытается полностью и безраздельно завладеть вниманием нового знакомого.

Занятия столь высокоэстетичным видом спорта, включающим множество танцевальных элементов, художественная самодеятельность, даже пение в домашнем караоке, безусловно, наполняют и развивают зрительный вектор ребенка. Наличие именно «зрения» подтверждается маленькой, но весьма существенной деталью: девчушка очень любит кошек: она буквально измотала родителей своими просьбами завести котенка. И таки добилась своего: успокоилась лишь после того, как в доме появился сначала черный с белым, словно во фраке, кот Мурзик, а потом и его пятнистая подружка, неизвестно откуда прибившаяся ко двору. Катюша не только собственноручно кормит двух своих питомцев, но и подолгу играет с ними: как правило, усаживается рядом со спящими животными с книжкой и по иллюстрациям рассказывает им сказку. Или же устраивает «кошачью свадьбу» – наряжает кошку в кусок марли, служащий в этот момент подвенечным нарядом и усаживает в «свадебный кортеж» – старую детскую коляску, в которой выросла сама.

Можно сказать, что девочке «повезло с родителями» – им удалось найти пути для правильного развития заложенных в ребенке свойств. Что ж, остается только порадоваться за счастливую семью, способную правильно воспитать собственного ребенка и вырастить из него всесторонне развитую личность, которая проживет свою жизнь на радость себе и с пользой для общества.

Определение векторального набора девочки проливает свет на истинные первопричины размолвки, возникшей как бы «из ничего» на моих глазах. Где бы ни была кожно-зрительная женщина, даже в столь юном возрасте и в компании одной только подружки, она доказывает свое, данное самой Природой право быть «царицей», «королевой балла», «подругой вождя», вообще, «женщиной №1». У неё должно быть все лучшее: и платьица, и сандалики, и бижутерия, пусть даже игрушечная, и даже папа! Конечно же, ведь он – пока-что единственный, идеальный мужчина в её жизни!

Более того, сейчас нашей кожно-зрительной «принцессе» шесть с небольшим лет. В эпоху первобытно-общинного строя в это время человеческий организм заканчивал свое созревание – в силу меньшей продолжительности жизни, чем в наше время. Сейчас же, как известно, пубертат начинается и заканчивается несколько позже. Но в качестве атавизма шестилетний ребенок уже начинает излучать феромоны взрослого человека. Эти неразличимые на сознательном уровне запахи на самом деле являются мощнейшим средством ранжирования в коллективе представителей своего пола и влечения для противоположного.

Это явление как раз «имеет место быть» в нашем пока-что безобидном конфликте: кожно-зрительная девочка, как уже отмечено выше, всегда будет занимать пальму первенства среди всех подружек в детском саду и школе, потом – среди женщин во взрослой жизни. Именно ей всегда будет доставаться внимание всех без исключения окружающих мужчин – даже тех, у кого дома «идеальные жёны», обладающие анальным вектором.

Для понимания мотивов поведения второй девочки самое время обратить внимание на подружку нашей «маленькой принцессы» – старшую за неё на пару лет Наташу. Эта девочка, несмотря на старший возраст, всегда уступает «пальму первенства» в их частых совместных играх – независимо, девочки играют вдвоем или в компании с другими детьми. Любопытный факт: в частых играх в «дочки-матери», когда третьим «персонажем» привлекается младший брат Наташи – Саша, ровесник «нашей принцессы», именно младшие мальчик с девочкой всегда выполняют роль супружеской пары, а старшей девочке всегда достается амплуа «дочки». Это – еще один факт ранжирования между двумя девочками, обладающими разными векторальными наборами.

Старшая из подружек обладает ярко выраженными анальным и зрительным векторами. Именно благодаря анальному вектору она, со слов матери, усидчива в школе. Крайне старательна, но иногда медлительна, учителя ею в целом довольны: «Особыми талантами не отличается, но берет усидчивостью». Кроме того, хотя она всего лишь второклассница, но делает домашние задания сама, без напоминаний и контроля со стороны матери, вынужденной работать сверхурочно после смерти супруга. Девочка покладиста, после уроков забирает младшего братика (судя по всему, анального звуковика) из детского сада. Дома готовит кушать, пока мамы нет с работы.

Наташа тоже занимается художественной гимнастикой, но в отличие от младшей кожно-зрительной подружки, особых успехов в занятиях с обручем и скакалкой не преуспела: тренер считает её, мягко говоря, бесперспективной...

Учителя, взращенные на основах советской педагогики, назвали бы старшую из девочек ученицей так называемого «второго типа» – старательная хорошистка. Таких детей в классах намного больше, чем ярких, талантливых, быстро схватывающих новые знания буквально «на лету» отличников, которые, однако, крайне нестабильны в своих успехах, зачастую быстро бросают те занятия, в которых не получается быстро достичь желаемого результата.

Нет уж, хорошо развиваемый педагогами и родителями анальный вектор, которым обязательно обладают такие вот усидчивые детки, дает возможность «медленно, но верно» преуспеть в каком-то одном направлении: не в духе анальника, как взрослого, так и маленького, «распыляться» – человек с этим вектором просто не может делать несколько дел сразу и быстро реагировать на перемены окружающей обстановки. И педагоги должны это учитывать! Анальный вектор все делает постепенно, скрупулезно, основательно, иногда немного медлительно.

И против этого, как говориться, не попрешь! «Попереть», конечно же, можно, но... ни к чему хорошему это не приведет..! Неразумно пытаться «перекроить» заложенный от рождения в человеке векторальный набор – это приведет к возникновению напряжений ввиду нереализованности и ненаполненности векторов. А после достижения пубертата развитие ребенка уже заканчивается, а ошибки педагогов и родителей можно будет только корректировать с той или иной степенью успеха.

Возвращаясь к нашей ситуации, следует сказать, что помимо скрупулезности, основательности и усидчивости, анальному вектору также присуща боязнь быть опозоренным за какое-либо аморальное действие... Именно это заставило старшую, но отнюдь не «главную» в играх девочку стыдливо поспешить вернуть взятую без спроса чужую вещь. Выражаясь языком системного подхода, эта самая боязнь позора в анальном векторе возобладала над любопытством вектора зрительного...

Можно сказать, в определенном смысле повезло, что подружки обладают разными нижними векторами: будь в данной ситуации две кожно-зрительных «дамы», можно себе только представить, какой эмоциональный, благодаря наличию зрительной меры, скандал мог бы разгореться..! А так – ранжирование прошло безболезненно.

Но очень часто в детских и подростковых, и даже юношеских коллективах – детсадах, классах или студенческих группах – возникают как бы «на пустом месте» и «без видимых причин» сначала мелкие ссоры, потом – они, словно снежный ком разрастаются в серьезнейшие конфликты. К сожалению, наставники очень часто бессильны: без понимания того, что каждый из участников коллектива ведет себя определенным образом в силу развитости или неразвитости, реализованности или нереализованности того или иного векторального набора, невозможно окончательно решить проблемы подобного рода.

Всем педагогам и психологам (за исключением разве что «прирожденных» для этой роли в обществе развитых кожно-зрительных воспитательниц и анально-зрительных мужчин-учителей) желательно пройти курс тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана – обладая такими знаниями о закономерностях поведения человека, они смогут лучше и эффективнее выполнять свои профессиональные обязанности – учить, воспитывать и развивать в соответствии с врожденными свойствами личности.

...А старушка-профессор педагогики таки оказалась права: лично мне, несмотря на неплохие оценки по психологии и педагогике и успешно пройденной педпрактике, пришлось заново всему учиться в условиях реальной деятельности. Но нашей наставнице в её педагогической карьере было проще: наличие развитой кожно-зрительной связки сделало из нее, как говорится, учителя «от Бога», способного «одинаково хорошо» управлять военным детским домом и преподавать несколько сухую академическую дисциплину студентам в уже мирное время...

Статья написана по результатам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Tags: кожно зрительная
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments