clara_c (clara_c) wrote,
clara_c
clara_c

На работу как на каторгу

Оригинал взят у larisa_yarusova в На работу как на каторгу
Жаркая пора сейчас в школах – экзамены. Еще немного, и выпускные балы закроют для сегодняшних пока еще школьников первую важную веху в жизни – школьную. А что дальше? Работать, поступать в училище колледж или вуз? А какую профессию выбрать? И как ее выбрать?



Выпускной бал для каждого из нас не просто праздник, который потом на протяжении всей жизни вспоминается и ассоциируется с беззаботным детством. Это действительно событие, завершающее развитие свойств человека, заложенных природой. Те самых, которые системно-векторной психологией Юрия Бурлана определяются, как способности достичь реализации глубинных желаний, присущих тому вектору, которым наделен человек от природы при рождении.

Важно знать, что векторальные особенности не передаются по наследству, поэтому искреннее желание родителей помочь ребенку с выбором профессии, к примеру, нередко причиняет ему вред. Это происходит в тех случаях, когда суждения родителей основываются не на свойствах ребенка, а на своих собственных (через себя: «Вот я бы на твоем месте…») возможностях профессиональной реализации, рационализациях о престижности профессии или вуза.

Увы, но в данном случае можно говорить, что родители стремятся прожить жизнь вместо сына или дочери. Не удалось самим реализоваться в какой-то области? Так мой ребенок эту мою мечту воплотит! Потому что это мой ребенок… и?!
Вы можете представить Валерию Новодворскую, например, танцующей пусть не балет, а самбу? Или Филиппа Киркорова, вырезающего лобзиком по дереву? Нет, при очень буйной фантазии можно, конечно, но мы-то сейчас говорим о реальных способностях вашего ребенка. Если у него нет слуха, известным скрипачом ему не стать. А ваш домосед-отличник, думаете, полюбит путешествовать, как это любите вы, если он окончит факультет туризма?

Не меньший вред причиняет молодому человеку выбор профессии за компанию с кем-то из друзей. Этим грешат чаще всего ребята с анальным вектором. Вот поступим вместе, будем так же и в вузе дружить, как в школе. И родители тут порой ему вторят: все-таки не один в чужом городе будет… Нет бы задуматься: а по своему ли предназначению выбирает ваш ребенок профессию? А может, слепо следует за другом? А если выбор друга для него не подходит – тогда что? Всю жизнь будет мучиться необходимостью делать то, к чему душа не лежит?

Помочь в столь ответственном деле как выбор профессии ребенку нужно. Но как? Определить вектора, а с ними группу желаний и свойства, способствующие реализации этих желаний, помогает тренинг.
Пройти его не мешает родителям вместе со своими детьми-выпускниками. Во всяком случае, прикладное значение тренинга по системно-векторной психологии трудно переоценить, а полученная на нем информация поможет не только с выбором профессии, но и формированию гармоничных отношений в паре, с детьми, в социуме.

Мы все бессознательно стремимся получить наслаждение, а его отсутствие воспринимаем как страдание. Выбрав профессию в соответствии с векторальными свойствами, мы идем на работу (а ведь с ней связана бóльшая часть нашей жизни!), как на праздник. В противном случае работа станет каторгой. Именно каторгой, потому что все время ощущаешь, что находишься не на своем месте, что в другой деятельности смог бы добиться гораздо большего. Но уже страшно потерять – ненужную квалификацию по специальности в дипломе, пусть не высокую, но твердую зарплату. Какое уж тут наслаждение – одни страдания друг друга погоняют. Не попасть или вырваться из этого замкнутого, казалось бы, круга можно. Да-да, на тренинге по системно-векторной психологии.

Маникюрша с вузовским дипломом

«Помогите найти свое поле деятельности! — просит на одном из психологических форумов девушка с ником «Сахарное облако». После школы она решила развить в себе математические способности, которых нет, и поступила в технический вуз. Признается, что жестоко ошиблась: два года корпела над заданиями в то время, как однокурсники успевали и учиться, и веселиться. Каждая сессия была проблемой. Девушка признается, что много истерила. В итоге – бросила учебу в этом вузе.

Поступила на специальность «Прикладная информатика в экономике», учится на четвертом курсе. Но все повторилось снова. Экономику ненавидит, по-прежнему целыми днями сидит за компьютером, чтобы выполнить задания преподавателей.

Сахарное облако признается, что она хочет видеть результаты своей работы, считает своим хобби дизайн ногтей и раскрашивание гипсовых игрушек. Жених уговаривает ее окончить вуз и работать маникюршей, а родители попросту отмахнулись от проблем дочери. «Но зачем тогда я пять лет так мучилась, если после вуза идти работать маникюршей? К тому же у меня есть потенциал, я умный человек. Я бы хотела добиться чего-то значительного, но совсем не понимаю в какой области. Сейчас я чувствую себя бесполезной и никчемной. Я хочу найти свою работу. Я не хочу мучиться и вот так же как сейчас себя пинать всю жизнь».




Эта история роднит героиню со слепым котенком. Он, едва родившись, еще не умеет не умыть себя, ни самостоятельно есть, а тем более добывать пищу. Так и Сахарное облако ищет себя, меняя пока только вузы, а удовольствия от учебы и будущей профессии не получает. Девушка понимает, что занимает чужое место, так и не поняв, в чем же ее призвание.

Если оценить рассказ Сахарного облака с позиции системно-векторной психологии, девушка явно наделена зрительным вектором. Именно поэтому стресс у нее сопровождается истериками, ей нравится видеть результат своего труда. Кроме того, ей нравится заниматься дизайном ногтей, макияжем или раскрашиванием гипсовых игрушек. Но развитие свойств, темперамент вектора у героини истории значительно выше, чтобы заниматься всю жизнь только дизайном ногтей, поэтому она и не соглашается с мнением жениха о ее будущей профессиональной реализации.

Конечно, специальность, на которой она учится сейчас, более престижна с точки зрения оплаты труда и отличается повышенным спросом на рынке труда. Существенные, конечно, факторы. Вот только дочь будет всю жизнь добровольной каторжанкой, не получающей удовольствия от работы, потому что эта профессиональная реализация нуждается еще и в наличии кожного вектора, которым наша героиня не обладает. Впрочем, она уже сегодня ненавидит специальность, которую осваивает четвертый год.

Хочу известности и высокую зарплату!

Вот как меняет картину наличие кожного и звукового векторов при выборе профессии. 16-летний Владислав оценивает как реальные шансы стать доктором наук, правда, пока не может решить, какой области знаний себя посвятить. При этом он не скрывает, что важной составляющей выбора профессии для него является высокая зарплата, а «докторский» оклад представляется мизерным. При этом молодой человек хочет известности и славы – судя по всему, сродни той, что у Ландау и Сахарова, а может быть, Амосова.

Серьезное влияние на выбор профессии (впрочем, и на другие сферы жизни этого молодого человека), скорее всего, окажет звуковой вектор. Правда, никак не могу взять в толк, почему реалист не может быть гуманитарием, хотя у звуковиков особенно трепетные отношения и с физикой, и со словом. Вот так припечатают нам в школе: «Ты же физик, зачем тебе вся эта лирика», а мы потом ищем в себе всю жизнь Эйнштейна и не придаем значения способности к иностранным языкам или желанию книгу написать.

Скорее всего, от гуманитарной – а точнее, творческой – деятельности Владислава удерживает необходимость работать в бюджетной сфере, где уровень оплаты труда оставляет желать лучшего.

Чужая должность

Серьезным испытанием для человека может оказаться и утрата профессиональной реализации. Именно по этой причине в начале 1990-х годов значительно возросло количество инфарктов миокарда. Существенную долю среди пациентов кардиологических центров и отделений больниц составили люди, еще недавно востребованные российского экономикой в силу высокой квалификации – те, кого называют «золотые руки» или «золотые головы».

Новые условия хозяйствования, продиктованные наступлением кожной фазы развития, ставили не перфекционизм во главу угла, а умение извлекать выгоду. Отправить лучшего аккумуляторщика торговать на рынке? Отсутствие способностей к коммерческой деятельности, если нет у него кожного вектора, ведет к сверхстрессу и социальной фрустрации в анальном векторе (а перфекционизм характерен именно для представителей анального вектора).



Часто можно видеть, как мучается с новыми обязанностями анально-зрительный человек. Ему бы аналитикой где-то в тиши кабинета, подальше от клиентов фирмы заниматься, а его начальником в коммерческий отдел переводят. Да, он великолепный специалист, отлично учился в школе и вузе. Вот только коммерция – не его призвание. Да и организовать и отвечать за чью-то работу еще он не умеет. И отказаться от должности не с руки – все-таки куда выше зарплата, чем на родном месте. Один мой знакомый не выдержал – уволился с завода, другого через год попыток обучить маркетингу вернули в его любимую лабораторию, где он снова с удовольствием отрабатывает технологии новых производств.

Страдать не надо наслаждаться

Скажите честно, уважаемые родители: вы свою профессию любите? Нет? А как вы ее выбирали, помните? Тогда, конечно, вы помните, как мечтали стать… Кем? А что помешало? Или кто? Да прервите вы уже наконец эту семейную традицию не любить свою профессию – помогите ребенку выбрать ту сферу деятельности, в которой он наверняка добьется лучших результатов.

«Я всю жизнь мечтал быть летчиком-истребителем. Не случилось. Пусть мой сын летает». Папенька, вы о чем? У него плоскостопие и глаза на мокром месте! Ювелиром хочет стать? А может, не стоит ему мешать?

Навязывание своих предпочтений, оценок той или иной деятельности опасно не просто тем, что ваш ребенок не сможет реализовать свои способности. В зависимости от особенностей векторального набора он может впасть в депрессию (а в ней недалеко и до суицида) или алкоголизм, нажить инфаркт или пойти на тяжкое преступление, спровоцированное социальной фрустрацией. Почти наверняка сценарий на неудачу проявится и в семейной жизни, и в отношениях с его будущими детьми, в коллективе.

Да, помочь ребенку в выборе профессии нужно, но очень сложно не переступить тонкую грань, за которой начинается навязывание чужого жизненного сценария, не приемлемого для вашего ребенка.

Подробнее о профессиональной реализации свойств векторов можно здесь.


Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Иллюстрации позаимствованы на сайтах newme.biz, lady-mix.ru, etoya.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments